Успех самостоятельного образования упирается в понятие самонаправленного обучения (self-directed learning), то есть в умение управлять мотивацией и процессом своего обучения. Разберем, откуда берется мотивация, что значит ею управлять и как поддерживать процесс обучения самостоятельно.

Вплоть до сегодняшнего времени редко в какой школе на постсоветском пространстве учителя дают ученикам выбрать оптимальные для них самих методы обучения — почти все мы учились по одной схеме, заложенной в стандартах или придуманной учителем. Цель такой схемы — чтобы средний ученик освоил предмет на среднем уровне (при этом те, кто отстает, не могут задержаться на материале, а опережающие ученики — получить более сложные задачи).

Базовые понятия обучения, которым должна учить хорошая современная школа — это вариативность (наличие выбора методик и умение этот выбор совершать) и распределенная ответственность (разделение ответственности за образовательный процесс и его результат между преподавателем и учеником). Перенимая ответственность и умея выбирать, мы легко осваиваем навык самонаправленного обучения. Что же делать, если школа вас не натренировала?

 

Ставьте правильные цели

 

Обучение чаще всего — не самоцель. Это инструмент для достижения чего-то. Например, личного развития (расширить кругозор, получить интеллектуальное удовлетворение, произвести впечатление на знакомую). Знания прикладного характера помогут претендовать на более высокооплачиваемую позицию, превратить хобби в небольшое предприятие или починить холодильник самостоятельно.

До того, как выбирать свою траекторию обучения, стоит определиться с целями: зачем вы учитесь и что хотите получить в итоге.

Жизнь, конечно, не пошаговая стратегия, и даже если мы четко сформулировали «хочу стать web-дизайнером, чтобы брать фриланс-проекты и путешествовать по миру через год» — реальность может внести коррективы. Однако именно наличие желаемой цели (путешествовать по миру) будет поддерживать фокус и мотивацию, даже если web-дизайнер в процессе превратится в smm-менеджера.

 

Сформулируйте результат обучения, отвечающий цели

 

С «зачем» вроде разобрались. А как сформулировать результат?

Информации очень много — настолько, что, ныряя в новую область, можно запросто растерять пыл, просто утонув в потоке знаний. Потому перед стартом полезно собрать базовую навигацию: какие темы или области знаний вам нужны и до какой глубины вы планируете их освоить.

Помочь собрать такую карту сможет специалист по искомой области: например, если вы собрались освоить философию древнего мира, чтобы преподавать ее старшеклассникам, стоит обратиться к уже работающему с детьми историку или философу, попросив его описать ключевые области знаний (или компетенций — набор знаний и умений для более прикладной деятельности), которые следует изучить.

Определите для себя необходимую глубину погружения (и свои возможности).

Например, в списке необходимой к прочтению литературы сделайте три категории: обязательная, 2–3 книги; интересно-полезная — до 5 и для суперглубокого погружения — всё остальное. Так есть шанс добраться хотя бы до конца «интересно-полезной» категории.

По тому же принципу отсортируйте все остальные активности: планируемые курсы, онлайн-источники (статьи, видео), беседы с людьми из этой области, путешествия (экскурсии), участие в практических проектах, волонтерство.

Ключевая задача — определить объем, структурировать его и наметить желаемый уровень освоения.

В процессе еще не один раз придется это целеполагание пересмотреть, но и в омут с головой тоже кидаться не стоит — вы быстро устанете, запутаетесь в противоречивых источниках и не достигнете в итоге никакого результата.

Лайфхак: просмотрите учебные планы программ, охватывающих нужную область — это поможет более детально собрать для себя тематическую карту.

Правда, это не слишком поможет, если нужно освоить не только теоретический блок, но и прикладные компетенции, тем более разного рода soft skills — в развитии, например, лидерства курс онлайн-лекций будет не особо полезен.

 

Выстройте череду небольших достижений

 

Одним из побудителей к действию является наша уверенность в том, что мы способны достигнуть успеха. Именно поэтому небольшая победа, подтверждающая нашу способность, будет стимулом двигаться дальше.

Самый полезный, хоть и не всегда легкий вариант, — это перенос теории на практику. Используйте изученное в реальной жизни, не дожидаясь Главного Финального Проекта, где надо будет применить всё изученное за последний год.

Например, если вы хотите открыть ресторан (и изучаете кулинарное дело, менеджмент общепита и дизайн интерьера), то небольшие практические сессии после теории помогут вам ощутить, что вы усваиваете знания и это зачем-то надо.

Приготовьте ужин для друзей, помогите коллеге с подбором элементов внутренней отделки кафе, соберите рабочий бизнес-план будущего ресторана.

Двигайтесь небольшими итерациями, на коротких дистанциях позволяя себе почувствовать, что вы уже чего-то достигли. А практическое применение закрепит знания, даст необходимый материал для рефлексии и последующей корректировки стратегии изучения.

 

Определитесь с моделью обучения

 

Прозвучит странно, но начать изучение придется не с основ той области, которую вы хотите освоить, а с понимания принципа того, как устроено обучение в принципе. Моделей обучения, как и теорий познания, достаточно много.

Нелишним будет изучить базовые принципы нейрофизиологии и понять, как формируются нейронные связи, почему какую-то информацию мы запоминаем очень быстро, а какая-то выветривается тут же после зубрежки, как связано эмоциональное состояние и работа памяти и многое другое.

 

Организуйте удобный процесс обучения

 

Это касается в первую очередь работы с информацией. Ее надо структурировать, выделять в ней значимое и удобно хранить — для этого хорошо подойдут сервисы ментальных карт на примере Miro или MindNode; платформы для разного рода работы со смыслами, например Notion, и базы знаний с пометками и классификатором, такие как Channelkit.

Настройте свою систему цифровых и аналоговых сервисов и инструментов, которые будут помогать быстро найти нужное, выделить главное или записать (и не потерять) неожиданно пришедшую в процессе осмысления идею.

Важное место в организации процесса обучения занимает ритуальность: выделите время, которое максимально принадлежит вам (без переключения на соцсети и рабочий мессенджер, потому что мультизадачность — это зло).

Придерживайтесь этого времени всегда, чтобы оно вошло в привычку, и старайтесь наполнять свои образовательные интервенции приятными эмоциями — они не в последнюю очередь влияют на нашу мотивацию.

 

Перепроверяйте себя

 

Любая информация создана кем-то, а значит в большей или меньшей степени субъективна. Собирайте разные источники, а еще лучше проверяйте себя через научные публикации, если это уместно (особенно если какая-то информация мимикрирует под common sense).

Самый удобный поисковик по научным публикациям для непрофессионалов — Google.Scholar, где многие исследования или их превью можно почитать бесплатно.

Если научная литература не поможет, задавайте вопросы напрямую практикам, опыт которых вы считаете ценным — мини-исследование через экспертное интервью займет немного времени, однако может сильно продвинуть вас в изучении новой области.

 

Рассказывайте другим о том, что изучили

 

Социальное обучение — важный компонент практически любой образовательной модели обучения. Излагая кому-то изученное, мы сталкиваемся с необходимостью структурировать информацию, чтобы понятнее донести ее другому человеку. Так мы концептуализируем абстрактное знание.

Поэтому лучшим решением после прохождения курса будет собраться на пикник с друзьями и пересказать своими словами недавно изученное, спровоцировать дискуссию. Это поможет увидеть нюансы и «дырки» в логике.

Только уточните, на всякий случай, что друзьям ваша тема интересна — а то рискуете быстро их растерять.

 

Главное: составляйте план (или индивидуальную образовательную траекторию)

 

Составить свой план обучения можно самостоятельно, хотя как детям, так и взрослым всё чаще помогает с этим профессионал — тьютор. Его задача — помочь определить цели, способности и особенности обучающегося, наметить ключевые задачи и образовательные активности, которые помогут этих задач достичь и поддерживать процесс обучения.

Тьютор направляет при сборке собственной образовательной траектории, которая охватывает куда больше активностей, чем привычные нам учебные.

Инструментом обучения могут стать и путешествия, и новые знакомства, и необычный опыт — главное, чтобы после каждого такого мероприятия проходила системная рефлексия.

Если работать с тьютором вы пока не готовы, то держите в уме, что саморазвитие — это принятие ответственности за свой процесс обучения. Ключевое слово «отвечать» — в этом смысле долженствование перед кем-то будет играть нам на руку. Договоритесь с другом, что он будет следить за вашим прогрессом, соблюдением дедлайнов и напоминать о важности цели в момент вашей слабости.

Leave a Reply